понедельник, 26 декабря 2016
26.12.2016 в 02:22
Пишет
andre;:
Боль «Звёздных войн»
Что меня поражает в «ЗВ», так это прогрессирующая социопатичность вселенной. Термин не совсем верный, но не знаю, как ещё назвать это удивительное явление.
Я вроде люблю «Звёздные войны». Не как ярый фанат, а как преданный кинозритель. В глубине души я думаю, что «ЗВ» — это бред, поэтому не предъявляю никаких особых требований к адекватности сюжета, не ищу косяки и спокойно закрываю глаза на дыры. Главное, чтоб было увлекательно и весело. Но одна штука всё-таки вымораживает: полный крах добра и зла.
Почему-то с развитием вселенной эта проблема не решается, а только усугубляется. Ещё в первой трилогии в душу начали закрадываться сомнения, что «Звёздные войны» сплошь состоят из каких-то сумасшедших маньяков. После «Мести ситхов» я перестала понимать, почему одни маньяки считаются добрыми, а вторые — злыми. Имперцы и сопротивление одинаково жестоки, одинаково неэффективны, одинаково расколоты изнутри. Что те, что эти считают людей расходным материалом. Ни одна сторона не хочет мира, никто и ни с кем не вступает в диалог. В плане производства тоже какой-то лютый ад: народы располагают потрясающими технологиями, но всё вбухано в военку.
Много боли и в конце маленький спойлер к «Изгою»Я, конечно, понимаю, что эта серия называется «Звёздные войны», а не «Звёздные перемирия». Но мать честная! Социальным институтам пиздец. Государство — это одно слово; его законам никто не подчинялся даже во времена Сената (абсолютно ущербного органа, о потере которого ни капельки не жалеешь), да и законы эти неизвестны. Происходящее подчинено хаосу, левой пятке первого встречного интригана, появившегося либо случайным образом, либо в результате военного переворота. Любые собрания политических сил выглядят как срач в чатике. Разница только в последствиях: скажем, срачи в Сопротивлении обычно не ведут ни к каким результатам, а срачи в Империи — к генеральским пиздюлям.
К счастью, на расклад сил это не влияет: все решает воля и сила одного-двух-трёх героев, которые действуют вопреки приказам. Существование политической верхушки лишено какого-либо смысла. Зачем Сопротивление? Зачем Империя? Что полезного они делают? Что они собираются делать, когда окончательно разделаются с врагами? Да и чем, собственно, им мешают враги, почему не разделить зоны влияния? Бьются ли они за ресурсы, или за специфически разные ценности, или за религию, или за права и свободы? Да хрен-то там. Формально главная битва идёт за демократию, но какая уж тут демократия, если ни у кого нет уважения к человеческой личности. Сопротивление порождает столько жертв среди тех же штурмовиков, сколько Империи и не снилось.
Института суда нет, никаких конвенций — тоже. Правовые доктрины не работают, а если каким-то чудом правонарушитель оказывается наказанным, то скорее в результате возмездия и самосуда, нежели в результате работы некой юридической системы.
Бизнеса нет, если не считать бизнесом воровские притоны, где торгуют контрабандным барахлом и проигрывают в карты космические корабли. Все производственные ресурсы уходят в войну. Большинство населения — нищие, а многие ещё и рабы. Технологии вроде бы небывалые, но по факту ими пользуются как пещерный человек дубиной: всем плевать на интеллектуальный капитал, главное — изо всех сил хуячить противника из инновационных пушек со свистелками и перделками.
С институтом образования всё тоже плохо: есть только наставничество, сильно завязанное на личности наставника. Если наставник — Оби Ван, то ты хороший герой. Если император Паллпатин — ты злодей.
Институт семьи — отдельная тема. Там всегда одно и то же: у всех проблемы с отцом. Обычно сначала отца нет. Если он появляется, то непременно оказывается на противоположной стороне силы: у Бена Соло — на светлой, у Люка — на тёмной, у новенькой Джин Орсо — снова на тёмной. Ближе к развязке выясняется, что всё не так, судьба крутится, как барабан капитал-шоу «Поле Чудес», и расклад сил меняется. Обретя друг друга, отец и отпрыск говорят друг другу две-три традиционные фразы, дальше отец умирает, предварительно очистив карму, а отпрыск, переживая драму, становится мужчиной, даже если он женщина. Нет конца этой индийской сансаре. Иначе вообще не бывает. Я люблю этот классический трюк с отцом, его задротство и повторение даже восхищает. Но в «Звёздных войнах» нет ни одной счастливой семьи, особенно если семья с детьми. Только родится что-нибудь, — всё, пиздец, тушите свечи, хватайте шляпу и пальто. До момента рождения ребёнка некая пара имеет шансы выжить, но после этого уже без вариантов. Боюсь подумать, что хочет сказать этим Джордж Лукас. Не заводи детей, не совершай ошибку!
Но фиг даже с ними, с семьёй, судом, образованием, государством. Религия — вот это боль! Джедаи — все как на подбор шизоиды, за исключением тех, кто не очень-то следует кодексу джедая. Казалось бы, классическое понимание религии во многих вселенных включает в себя любовь к ближнему, воспитание добрых чувств, человечности и всего в таком духе. Но джедаи действуют обратным путём. Однажды они сделали из бедного пацана Энакина Скайуокера не кого-нибудь, а Дарта Вердера, потому что, во-первых, запрещали любить, а, во-вторых, нарушали свои же собственные запреты (в частности, на убийство). Почему после этого им удалось сохранить в людских умах репутацию святых, — загадка из загадок. В кодексе джедаев нет ни намёка на любовь и прощение. Вкратце его можно описать так: сиди на жопе смирно, слушай Силу, держи меч крепко и, если кто сунется, хуячь его без пощады, не принимая во внимание никаких «но». Отрубить ноги-руки бывшему ученику и оставить его умирать в лаве — ок. А когда то же самое, но с меньшим садизмом, сделает ситх — ах, креста на нём нет.
Бля, это выше моего понимания.
И нет ни одной попытки решить свои проблемы без крови. Империя, конечно, ужасна, но, кажется, реки крови вполне устраивают не только их, но и Сопротивление. Повстанцам не жалко ни себя, ни других. Рубят же они штурмовиков пачками — обычных солдат. Отправляют на смерть своих ребят, даже не задумываясь, как этого избежать, и ничего в душе не шевелится. Допустим, я ещё могу понять классическую героику «умереть за родину» (хотя, с моей точки зрения, это полная жесть, чистое зло и варварство — гораздо лучше жить за родину, чем выкладывать путь к светлому будущему на костях). Идея жертвенности проистекает из никчёмности жизни. У большинства людей из Сопротивления нет ничего, кроме войны, этим солдатам нечего терять, они ничего не стоят ни для своего командования, ни для мира в целом. И у них нет шансов кем-то стать каким-то иным образом — такова выстроенная система. Что касается штурмовиков, тут особенно интересно: убивать существ, похожих на роботов, вообще очень легко, и никто не испытывает никаких моральных терзаний по этому поводу, включая зрителей. А вот если штурмовик снимает шлем, как в «Пробуждении силы», тогда другое дело. Но это же какой-то фашизм, прости господи. Это развенчали в конце сороковых, когда выяснилось, что обезличивание жертвы ведёт к фатальным последствиям. Почему спустя семьдесят лет «Звёздные войны» так спокойно юзают это всё, и никому на ум не приходит, что это пиздец и так жить нельзя?
(Извините, здесь слишком много риторических вопросов, но как молчать).
Короче, я не понимаю, почему светлая сторона лучше, чем тёмная. Тут же вся контрабанда производится на Малой Арнаутской. Единственный шанс построить что-то хорошее — отринуть всё это дерьмо и постараться жить где-нибудь в сторонке и созидать там что-нибудь потихонечку в надежде, что обе стороны рано или поздно друг друга повыпиливают и дадут народам галактики нормально жить. Нечто подобное было в начале нового фильма, и я даже обрадовалась, когда главная героиня заявила, что войны остохуели. Думаю: ба! Неужели голос разума? Вдруг сейчас она выручит своего папку, и они вместе спасутся, а Империя с Сопротивлением пусть месят друг друга без них?
Ага, куда там. Всё стало только хуже. Не, я конечно, буду смотреть «ЗВ» и дальше. Но почему всё так происходит, я не понимаю. Полный беспросветный ужас, война всех против всех, никто не думает, и всем насрать на человеческую жизнь. Я как-то не так представляла себе дивный мир популярных киновселенных о битве добра со злом.
URL записи