Так так так что тут у нас, день без начальства? Прекрасно. Я как раз уже пару месяцев как собиралась написать про последние прочитанные книги, а их тем временем прибавлялось.
Итак, паехалите:
1. Закончила я в прошлый раз на
"Доме, в котором..." Мириам Петросян. Я прочитала первую книгу и прочитала половину второй. После забросила с взаимоблагословления с Настей. Не зашло совсем, я не поняла очарования книги. Она нравится, например, Юзефович, к которой я привыкла прислушиваться как к критику даже несмотря на ее восхищение поздним Пелевиным, например. Но тут вообще не поняла. Сюжета как такового нет. Развитие персонажей посредственное. Половина сюжетных линий канула в никуда. А еще не оставляет неловкость от понимания, что ты читаешь, скорее всего, адаптированный под издание в большой литературе фанфик, в оригинале которого многих героев связывали куда более близкие отношения, чем показано в книге.
Возможно, я дочитаю Дом когда-нибудь позже, когда будет время. Может, и проникнусь, но пока точно никак.
читать дальшеДве книги, с которых начался книжный запой и которые были до "Маленькой жизни":
2. "Зулейха открывает глаза" Гузель Яхиной. Ну, будем честны, это любовный роман в декорациях репрессий тридцатых годов. Но быт и ужасы описаны пробирающе, почти Шаламов. История трагичная, но про внутреннее освобождение. Герои очень архитепичные все: злодей - подлец, мачо - молчаливый герой, престарелый мудрец - питерский интеллигент. Зулейха к концу книги вырастает над собой, учится охотиться, перестает стесняться спать в одном доме (даже не комнате) с чужим мужчином. Финал у книги открытый и, как мне показалось, жизнеутверждающий. Хотя Настя говорит, что страшный. Так что книга многогранная и для каждого откроется со своей стороны.
3. "Вторая жизнь Уве" Фредерика Бакмана. Ой, это оптимистичная скандинавская литература, как я ее люблю. Чем-то похоже на Эрленда Лу и его "Наивно. Супер". Главный герой - брюзгливый старый Уве, который тяжело переживает смерть жены. Жена была более легким и оптимистичным человеком, чем он, и теперь Уве теряется в мире, ворча на всех и вся. Когда его соседями становится семья из безрукого увальня-айтишника и крикливой жены-иммигрантки со сворой визжащих детей, Уве выходит из себя. Но потом он постепенно переосмысляет прошлое, настоящее, себя. Для меня это книга про то, что добрым быть сложно, но, когда ты начинаешь, остановиться уже сложно. В конце я прям таки обмазалась слезами и соплями. Для новогодних каникул книга была просто идеальная.
4. Тададам тадам, "Маленькая жизнь". Ну тут я уже все писала, за полгода мое мнение никак не изменилось. От воспоминаний до сих пор немного больно, "Miss believer" и "Friend, please" 21 пилотов для меня теперь навсегда песни о Джуде. Немножко подумываю о том, чтобы перечитать. Но это какое-то уж совсем садистское желание. Пока борюсь, но через полгодика сдамся 146%. Кстати, что удивляет меня, так это отсутствие фан-арта даже в заграничном интернете. Как не могла визуализировать Джуда, так и не могу. Хотя, вариант с Рэдмейном неплох. Но, имхо, это чересчур.
5. "Некоторые вопросы теории катастроф" Мариши Прессл. Нуууу.... я не знаю. Я читала очень много восторженных рецензий, от той же Юзефович до обычных юзеров-читателей. Мол, какая игра смыслов, какая игра жанров! Но либо я слишком глупа, либо эта игра достаточно банальна, либо (универсальная отмазка) подкачал перевод. Книга о школьниках, состоящих в "Клубе киноманов" под началом экзальтированой и любящей напустить мистики учительницы. Они отправляются в поход и учительница пропадает. Главная героиня успешно распутывает загадку ее исчезновения, а заодно выводит на чистую воду своего отца. Мне не понравилось, потому что герои картонные по большей части. В клубе киноманов, кроме самой ГГ, состоит еще 5 человек, но описать я смогу разве что двух из них. Остальные показаны мельком, шаблонно и вообще непонятно зачем введены. Зато интересно рассказано о Чарли Мэнсоне, лидере коммуны "Семья". Ну, про него еще Акварис сняли, знаете.
6. "Щегол" Донны Тартт. О, вот тут любовь. Достоевский и Селинджер, размышления о природе искусства, его необходимости. Жизнь маленького человека и деградация от подающего надежды ребенка, растущего в любви, до наркозависимого и лелеющего напрасную влюбленность в подругу детства сироты. Кончается все прямо очень по-достоевски: раскаяние, самобичевание, стремление построить новый мир на осколках старого. История красивая, герои очень внятные, диалоги жизненные. Теперь собираюсь прочитать еще Тартт, потому что понравилось.
7. "Vita Nostra" Марины и Сергея Дяченко. Эту я перечитывала второй раз после разговора со знакомой. Знакомая с восторгом отозвалась о книге как о любовной истории, которой она зачитывалась. Забавно, подумала я, ведь там любовная линия - это дело примерно сто двадцать пятое. Решила перечитать и убедилась: для меня эта книга по прежнему о том, что мы видим все не таким, как оно есть. В процессе чтения можно неплохо долбануться, начать видеть сущности и сомневаться в реальности происходящего. Трава очень качественная, две следующие книги из серии "Метаморфозы" Дяченко зашли уже не так. Про сюжет не могу ничего сказать. Все спойлеры, просто все! Но рекомендую как неплохое (и легальное) средство изменения состояния сознания.
8. "Не отпускай меня" Кадзуо Исигуро. Философский трактат о клонах, о том, что такое душа, о том, этично ли относиться к существам, произведенным для определенной цели, как к личностям и давать им надежду. Или, наоборот, этично ли выращивать их как скот. Роман построен по любимой схеме Исигуро: переплетение прошлого и настоящего, флешбек во флешбеке, немного исторических отсылок (на этот раз, конечно, ненастоящих). По прочтении оставила ощущение легкой грусти и желание обнять и пожалеть героев.
9. "Изгои" Сьюзан Хинтон. Пару месяцев назад глаз зацепился за несколько рецензий. В них было сразу и в лоб сказано, что книга написана подросткам и для подростков, а еще для тех, кто все еще подросток в душе. Ну, это про меня конечно же, решила я и не прогадала - книга понравилась. Противостояние молодежных группировок в рандомном пригороде рандомного города, подростковые размышления о дружбе, братстве, морали, жизни и смерти - все правда немного наивно и прямолинейно, но я в восторге. Потому что зато это честно и без графоманства. Обязательно подсуну эту книгу сыну через пару лет.
10. "Метель" Сорокина. Сорокин как я его люблю. Абсурд на абсурде, широкая и трагичная русская душа, карикатурный портрет нашего общества. Книга короткая, а еще явно отсылает к другой "Метели", заканчивается безысходно и глупо, в конце хочется кинуть шапку об пол и выпить водки. Люблю такое.
Уф. Есть еще несколько книг, которые я не дочитала и не знаю, дочитаю ли. Но о них пока не буду, вдруг осилю все-таки.
Может из за того, что я работала в школе-интернате для особенных детей